Жития святых. Пятая книга.

Меню

Главная
•Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
•Жития святых Рассказы для детей Стихи Воспитание Бди Детский Фотоальбом Тематические ссылки Разное

Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Жития святых для детей. Жития святых. Пятая книга. (Скачать архив)

КНИГА ПЯТАЯ

Содержание

Преподобная МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Преподобный ПАВЕЛ ПРЕПРОСТОЙ

Святитель СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

 

СЕСТРИЧЕСТВО

ВО ИМЯ

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ

ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ

ЕЛИЗАВЕТЫ

МОСКВА 2000

Художник Михаил Иванов

 

Преподобная Мария Египетская

(Память ее празднуется 1/14 апреля и в 5-ю неделю Великого поста)

содержание

В одном из палестинских монастырей жил некогда старец Зосима, с младенчества наученный иноческим подвигам. Пятьдесят три года провел он, непрестанно молясь, постясь и вникая в слово Божие, и на пятьдесят четвертом году решил, что достиг совершенства. Когда старец размышлял об этом, ему явился ангел и сказал: Ты потрудился, насколько это в человеческих силах, но никто из людей не может достичь совершенства. Иди в монастырь на реке Иордан — и узнаешь, сколько есть разных путей ко спасению”.

Зосима послушался и поселился там, где велел ему ангел. Действительно, иорданские старцы были образцом монашеских добродетелей: днем и ночью стояли они на молитве, питались хлебом и водой и никогда не оставляли рукоделия. Великим постом все иноки уходили в пустыню и там совершали подвиги в тайне от других, а за неделю до Пасхи вновь сходились в церкви.

Наступило первое воскресенье Великого поста. За литургией все причастились, после подкрепились монастырской пищей и снова собрались в храме — помолились с земными поклонами, распрощались друг с другом, благословились у игумена и с пением: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?” — вышли из монастыря. В обители остались только два иеромонаха, чтобы в церкви не прекращалась служба.

Старцы переправились через Иордан и разошлись каждый в свою сторону. Зосима шел по пустыне, на ходу читая молитвы. Ночью он спал совсем немного, сидя на земле, рано поутру вставал и отправлялся дальше — в глубине пустыни он надеялся встретить отшельника, который откроет ему путь к спасению. Так прошло двадцать дней.

Как-то раз, когда Зосима, став лицом к востоку, молился, он краем глаза заметил человеческую тень. Старец содрогнулся от ужаса, думая, что это привидение, но, перекрестившись, продолжал молиться. Когда наконец он оглянулся, то увидел невдалеке человека — обнаженного, дочерна загорелого, с короткими, до плеч, белыми волосами. Зосима обрадовался и поспешил к нему, но незнакомец пустился бежать. Побежал и старец, забыв свой возраст и усталость.

— Почему ты убегаешь от меня? — кричал он.— Остановись ради Христа, благослови меня!

Выбившись из сил, Зосима остановился у пересохшего русла и со слезами звал беглеца. Вдруг он услышал свое имя:

— Отче Зосима, прости ради Бога, что не могу к тебе повернуться — я женщина, а прикрыться, как видишь, мне нечем. Но если хочешь подать мне, грешной, благословение, кинь что-нибудь из одежды, тогда я смогу подойти к тебе.

Старец пришел в трепет и подумал: “Она прозорливая, иначе откуда ей знать мое имя?” Он снял с себя верхнюю одежду, бросил женщине и стал к ней спиной. Та завернулась в ветхую монашескую мантию и спросила:

— Отче Зосима, зачем я, грешница, понадобилась тебе? Ты так бежал только для того, чтобы услышать от меня несколько слов?

Зосима бросился наземь и просил у нее благословения; то же сделала и она, и долгое время ни один не хотел встать, а только говорил другому: “Благослови!” Наконец женщина сказала:

— Отче Зосима, ведь ты священник и уже сколько лет совершаешь Евхаристию, ты и благослови меня. От этих слов он пришел в еще больший страх, затрепетал и еле вымолвил, чтобы она, как получившая от Бога дар прозорливости, благословила его. Снисходя к смирению старца, пустынница сказала: “Благословен Бог, Который хочет людям спасения”. Зосима ответил: “Аминь” — и оба поднялись с земли.

— Зачем же ты пришел ко мне? — вновь спросила она.— Впрочем, Дух Святой привел тебя послужить мне, когда будет в том нужда. Теперь скажи мне, как живут христиане и стоят ли святые церкви.

— За молитвы Своих угодников Бог даровал тишину, но прошу тебя, помолись обо всем мире и обо мне, грешном,— попросил Зосима.

— Тебе как священнику следует молиться обо мне и обо всех людях,— отвечала пустынница.— Но за послушание сделаю, как ты велишь.

Она повернулась к востоку и, воздев руки, начала тихо молиться. Зосима глядел в землю, а когда поднял глаза, увидел, что она приподнялась над землей и стоит на воздухе. Старец упал на колени и только повторял: “Господи, помилуй!” Вдруг он подумал, не привидение ли перед ним, и смутился. Тогда пустынница подошла к нему, помогла встать и промолвила:

— Что смущаешься? Я не привидение — я грешная женщина, но ограждена святым крещением. Я не дух, а плоть, земля и пепел, ни о чем духовном никогда и не помыслившая. — И положила крестное знамение на лбу, глазах, устах и на груди. Старец припал к ее ногам и просил рассказать о себе.

— Прости, отче, — сказала она, — мне стыдно. Но раз уж ты видел мое обнаженное тело, не скрою от тебя, какого срама полна моя душа. Не знаю, выдержат ли твои уши или стоит мне начать, и ты убежишь от меня, как от ядовитой змеи, но все же я расскажу свою повесть — только не забывай молиться обо мне.

Я родилась в Египте. В двенадцать лет ушла из дому и отправилась в Александрию. Мне стыдно даже думать об этом, не то что говорить... Семнадцать лет, больше, я жила в грехах. Помню, однажды я увидала, как мужчины, египтяне и ливийцы, толпой идут к морю; спросила у одного юноши, куда они направляются,— он ответил: “В Иерусалим, на праздник Воздвижения Креста Господня”. Мне захотелось поехать с ними, и я села на корабль.

В Иерусалиме в день праздника рано утром люди отправились в храм. Я пошла вместе со всеми и встала при входе. Когда вынесли Крест Господень, я попыталась войти в церковь, но, как ни старалась протиснуться, меня все время отталкивали. С трудом пробилась я к дверям — и не смогла переступить через порог. Все спокойно входили, меня же не пускала какая-то сила. Снова и снова я пробовала пройти, но ничего не получалось: словно стража не пускала меня в храм. Наконец я устала и, стыдясь, встала в притворе, в углу. Не сразу, постепенно, я поняла, почему мне не было позволено видеть Животворящий Крест. Господь коснулся моего сердца — я осознала, что это грязь греха не дает мне войти, и начала плакать. Передо мной на стене висела икона Пресвятой Богородицы. Глядя на нее, я просила Матерь Божию, чтобы Она позволила мне войти в церковь и поручилась за меня перед Господом. Я обещала Ей, что буду хранить чистоту и что, как только увижу Крест, на котором был распят Ее Сын, отрекусь от мира и уйду, куда Она скажет. Словно получив ответ, с верой и надеждой на милость Богородицы я двинулась к церковным дверям, присоединилась к входившим, и никто не оттолкнул меня.

Трепеща, я поклонилась Честному Кресту и поспешила в притвор, к иконе моей Поручительницы. Я поблагодарила Ее и просила наставить меня на путь спасения, быть моей Учительницей. Издалека донесся голос: “Если перейдешь Иордан, там найдешь покой”. Я не сомневалась, что это Она говорит со мной. Со слезами воскликнула: “Владычица Богородица, не оставь меня!” — и выбежала на улицу. Кто-то дал мне три монеты со словами: “Возьми, мать”. Я купила на них три хлеба и, спросив дорогу, поспешила к городским воротам.

Целый день я шла и плакала и на закате была в церкви Иоанна Крестителя на Иордане. Помолившись там, спустилась к реке и умылась святой водой. Потом вернулась в храм и причастилась Святых Христовых Тайн, а вечером, съев половину хлеба и запив его водой из Иордана, легла спать на берегу. Рано утром я нашла лодку, перебралась на другой берег и помолилась Пресвятой Богородице, снова прося направить меня, куда Ей Самой угодно. Так я пришла в эту пустыню. — Давно ты живешь здесь? — спросил Зосима.

— Думаю, сорок семь лет прошло с тех пор, как я была в Иерусалиме.

— Чем же ты питаешься?

— Когда я переправилась через Иордан, у меня были с собой два целых хлеба и половина. Они высохли и стали как каменные; этих сухарей мне хватило на несколько лет.

— И все эти годы ты жила спокойно? — спросил Зосима.

— Отче, мне даже страшно вспомнить, чего я натерпелась и какие мысли обуревали меня. Поверь, семнадцать лет я прожила в пустыне, как с лютыми зверями воюя со своими желаниями и страстями. Меня томил голод, мне хотелось мяса и рыбы, какие я ела в Египте. Мучила жажда, хотелось вина; раньше я пила много вина, а ведь здесь и воды нет. Меня тянуло петь песни, к которым я привыкла,— но я вспоминала свое обещание перед иконой Богородицы и начинала плакать перед Ней, моля отогнать от меня помыслы. Я подолгу плакала и била себя в грудь, пока вокруг не разливался свет и меня не охватывала тишина. Иногда я сутками не вставала с земли, моля Царицу Небесную о помощи... Так прошло семнадцать лет. Много я потерпела, но и тогда и теперь Матерь Божия наставляет меня и во всем помогает.

— Как же ты обходилась без пищи и одежды?

— Я доела хлеб и с тех пор питалась растениями, которые растут в пустыне. Одежда, которая была на мне, истлела, и я сильно мерзла зимой и страдала от зноя летом, так что часто в изнеможении падала на землю и лежала, как мертвая. Божия сила хранит мою душу и тело, и я, когда вспоминаю, от чего меня избавил Господь, твердо надеюсь на спасение. Питаюсь и одеваюсь словом Божиим — ведь не хлебом единым жив человек.

Услышав евангельские слова, Зосима удивился и спросил, училась ли она Писанию. Пустынница улыбнулась:

— Поверь, я не видала живой души с тех пор, как переправилась через Иордан, даже зверей не встречала, и по книгам никогда не училась. Но слово Божие — живое и само научает человека разуму. Теперь я тебе все рассказала. Помолись же за меня, грешную.

Старец благодарил Бога, показавшего ему Свою угодницу, и хотел было броситься к ее ногам, но она остановила его, сказав:

— Никому ничего не рассказывай, пока Господь не возьмет меня отсюда. Бог даст, увидимся через год. У вас принято Великим постом уходить за Иордан, но ты останься.

Зосима удивился, что она знает монастырский устав, но промолчал и только благословлял Бога, дающего великие дары тем, кто любит Его.

— Постом не уходи, отче, из монастыря,— продолжала она.— Хотя все равно тебе придется остаться... А в Великий Четверг возьми Святые Тайны и жди меня на том берегу Иордана. Я не приступала к причастию с того самого дня, как ушла в пустыню, и очень хочу причаститься.

А вашему игумену Иоанну передай, чтобы он был внимательней к себе и к своему стаду, у него есть кое-какие упущения. Но не теперь, после скажешь.

Еще раз попросив молиться за нее, она ушла в пустыню, а Зосима, встав на колени, целовал землю, на которой она стояла, и прославлял Бога. Потом он двинулся в обратный путь и вместе с братией пришел в монастырь. В тот год он не осмелился рассказать о виденном, а молил Бога, чтобы Господь дал ему снова встретиться с пустынницей, с грустью думая, как долго тянется время.

Наконец опять наступил Великий пост и, по обычаю, все иноки ушли в пустыню. Зосима лежал больной. Он вспомнил слова преподобной и, хотя скоро выздоровел, остался в монастыре. Подошел к концу пост, и старцы вернулись в обитель.

В вечер Великого Четверга Зосима взял частицу Божественных Тайн, положил в корзинку немного инжира, фиников и моченой пшеницы и отправился на берег Иордана. Было уже поздно, когда он сидел и вглядывался в темноту, надеясь увидеть пустынницу. Она не появлялась; старец подумал: “Вдруг она не пришла из-за моего недостоинства? Или не нашла меня и ушла?” — и со слезами взмолился: “Господи, не лиши меня радости видеть ее лицо!” Потом ему пришла другая мысль: “А что, если она придет, а лодки нет — как она переправится через Иордан? Горе мне, недостойному, я не увижу ее!”

Идет по воде

Тут он заметил преподобную на другом берегу и вскочил, радуясь и благодаря Бога, но и боясь, что она не сможет переправиться через реку. И вот в свете луны Зо-сима увидел, как она перекрестила Иордан и пошла по воде. Старец хотел ей поклониться, но она, еще не ступив на землю, остановила его:

— Что ты делаешь, отче, ты — священник и несешь Божественные Тайны!

Он послушался, и пустынница, подойдя к нему, сказала:

— Благослови, отче.

— Верен Господь, обещавший уподобить Себе того, кто очищает свою душу,— произнес Зосима.— Слава Тебе, Христе Боже наш, показавший мне, как я далек от совершенства.

Преподобная попросила его прочесть “Верую” и “Отче наш”, после чего причастилась Святых Тайн, по иноческому обычаю поцеловала старца и со слезами, воздев руки, воскликнула:

— Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!

Затем она сказала старцу через год прийти на то место, где они впервые встретились:

— Приходи и снова увидишь меня; так Богу угодно.

— Если б можно было, я хотел бы всегда ходить за тобой и видеть твое лицо,— отвечал Зосима и добавил: — У меня к тебе одна просьба: послушай старца, поешь немного.

Кончиками пальцев она коснулась моченой пшеницы, взяла три зерна и положила в рот, сказав: — Этого достаточно.

Пустынница просила поминать ее в молитвах; старец же, поклонившись, просил молиться о Церкви, о царях христианских и о нем самом, и они распрощались. Зосима плакал, не смея удерживать ее, да это было и невозможно: она уже перекрестила воду и пошла к тому берегу.

Он вернулся в монастырь, радуясь и трепеща и укоряя себя, что не спросил ее имени. Приходилось ждать еще год. Но прошел и этот год, и Зосима отправился в пустыню. Он уже подходил к месту, где некогда встретил преподобную, и внимательно смотрел по сторонам, но никто не шел к нему навстречу. Зосима опечалился и молил Бога, чтобы ему еще раз увидеть пустынницу. Так он добрался до высохшего русла и увидел, что святая скончалась — она лежала, сложив руки на груди и обратив лицо к востоку.

Подбежав, Зосима горько заплакал. Потом он отпел усопшую и задумался, хоронить ли ее или ей это будет не угодно, но тут же заметил надпись на земле: “Отче Зосима, похорони на этом месте тело смиренной Марии. Молись за меня, скончавшуюся 1 апреля, в ночь спасительных страстей Христовых, причастившись Божественной Тайной вечери”.

Старец подумал: “Кто же это писал? Ведь она говорила, что не училась грамоте”,— и обрадовался, что узнал наконец ее имя. Он понял, что преподобная оказалась на этом месте сразу, как только причастилась. Ему пришлось добираться сюда двадцать дней, а она за один час проделала весь путь. Зосима подобрал валявшийся сук и попробовал рыть могилу, но земля была сухая и не поддавалась. Он вздохнул, поднял голову и с испугом увидел у тела Марии большого льва, который лизал ее ноги. Зосима вспомнил, что она никогда не встречала в пустыне зверей, и перекрестился с верой в силу преподобной. Лев тихо подошел к старцу, словно приветствуя его.

— Эта великая подвижница велела мне похоронить ее тело,— сказал Зосима.— А я стар, не могу вырыть могилу, да и копать мне нечем. Выкопай-ка ты яму своими когтями.

Зверь послушался его. Зосима в последний раз поплакал над преподобной, прося ее молиться обо всех, и засыпал землей тело, прикрытое ветхой одеждой, которую он ей когда-то бросил. Лев тихо, как ягненок, ушел в пустыню, а Зосима вернулся в монастырь и рассказал братии о преподобной Марии. Иноки дивились величию Божию и с тех пор стали праздновать день ее памяти. А игумен Иоанн нашел в монастыре некоторые неисправности, о которых святая сказала Зосиме, и с Божьей помощью все их устранил.

Преподобный Павел Препростой

(Память его празднуется 7/20 марта.)

содержание

Павел Препростой был уже немолод, когда оставил свой дом и хозяйство и ушел в пустыню. Он стал учеником преподобного Антония Великого, основателя монашества, и сам сделался великим пустынником.

В миру Павел был крестьянином, жил в деревне и возделывал землю. Он был человеком неученым, простым и очень добрым. Павел женился на красивой женщине. Однажды он узнал, что жена уже давно обманывает его. Не сказав ни слова, Павел вышел из дома и отправился в пустыню.

Придя к келье преподобного Антония, он постучал в дверь.

— Чего ты хочешь? — спросил его Антоний.

— Хочу быть монахом.

— Тебе лет шестьдесят, ты уже стар. Возвращайся назад и работай, благодаря Бога. Ты не выдержишь жизни в пустыне.

— Отче, я буду делать все, что ты скажешь,— сказал Павел.

Не слушая его, пустынник продолжал:

— Говорю тебе, ты не можешь здесь жить. Уходи отсюда. А если хочешь быть монахом, ступай в монастырь, где много братии. Я живу здесь один и по пять дней ничего не ем — ты не сможешь остаться со мной.

С этими словами он закрыл дверь и три дня не выходил из кельи. Все это время Павел простоял как вкопанный. На четвертый день Антоний вышел и, увидев его, сказал:

— Уйди отсюда, старик. Зачем ты мне надоедаешь? Я сказал тебе, что ты не можешь оставаться здесь.

— Умру тут, а не уйду, — ответил Павел. “У этого крестьянина нет с собой ни хлеба, ни воды, а поститься он не привык, — подумал преподобный. — Если он умрет от голода, на моей душе будет грех”. И он решил оставить Павла у себя, но прежде испытать его.

— Ты можешь спастись, если будешь слушаться и сделаешь то, что я велю, — сказал он Павлу.

— Отче, я сделаю все, что скажешь,— повторил тот.

— Стой и молись, пока я не выйду,— велел ему старец и ушел, а Павел остался у дверей.

Целую неделю провел Антоний в келье. Время от времени он подходил к окну — Павел днем и ночью неподвижно стоял на одном месте. Наконец отшельник вышел, неся финиковые ветви. Он окунул их в воду, чтобы лучше гнулись, и сказал:

— Вот, плети веревку так же, как я.

Ученик с усердием принялся за работу и за полдня сплел длинную веревку.

— Плохо, — сказал Антоний, — расплети и начни заново.

Павел уже много дней ничего не ел. Он с трудом расплел веревку и принялся за новую. На закате пустынник спросил его:

— Хочешь хлеба?

— Как ты хочешь, отче, — ответил Павел.

Великий подвижник умилился от этих слов и оставил его у себя.

Антоний и после испытывал своего ученика — приказывал ему сшить одежду, распороть и снова сшить и многoe другое в том же роде. Приучал его исполнять монашеское молитвенное правило со множеством поклонов и всю ночь стоять на молитве. Тот во всем проявлял терпение, усердие и бодрость.

Однажды, когда они сели за стол, Антоний велел ему съесть больше того, что съедал он сам,— ведь ученик еще не привык к строгому посту.

— Если ты, отче, съешь еще, я тоже буду, — сказал Павел.

— Мне хватит, ведь я монах, — возразил Антоний.

— И мне хватит, потому что я хочу быть монахом.

Прошло немного времени, и Антоний велел Павлу устроить себе келью неподалеку и жить в одиночестве, как подобает настоящему пустыннику. Он часто навещал своего ученика и радовался, видя, что тот исполняет все его наставления и день и ночь трудится в иноческих подвигах.

Однажды к преподобному пришли великие подвижники. Они стали беседовать о духовных предметах, глубоких и таинственных. Тут же был и Павел. Услышав, что говорят о Спасителе и ветхозаветных пророках, он спросил: “А кто жил раньше — Христос или пророки?” Антоний немного смутился от его вопроса и велел ученику замолчать и идти домой. Павел всегда исполнял слова преподобного как заповеди Божий — и теперь он ушел в свою келью и совсем перестал разговаривать. Узнав, что ученик молчит, Антоний удивился и спросил:

— Отвечай, почему ты молчишь?

— Отче, ты сам мне сказал идти домой и молчать. — Ну, — воскликнул Антоний в изумлении, — он всех нас пристыдил! Мы не слушаем повелений Божиих, а он исполняет всякое мимоходом сказанное слово.

Таким послушанием и простотой сердца Павел скоро достиг духовного совершенства и получил от Бога власть над нечистыми духами. Он изгонял бесов и исцелял больных. К нему стал стекаться народ, и по благословению своего духовного отца он всех принимал. Однажды к Антонию привели одержимого юношу, который кусался, как бешеная собака, — в нем был очень злой и сильный дух, один из князей тьмы.

— Такого беса я изгнать не могу, — сказал преподобный, — это мне не по силам. А вот Павел Препростой имеет этот дар.

— Отче Павел, изгони нечистого духа, — велел он ученику.

— А ты, отче, почему не исцелил юношу? — спросил тот.

— У меня есть одно важное дело, поэтому я и привел его к тебе,— ответил Антоний.

Изгоняет беса

Павел стал усердно молиться — но бес не выходил. Тогда, взяв шкуру, которая служила ему верхней одеждой, он стал бить бесноватого, приговаривая:

— Выходи, святой Антоний тебе приказывает!

Но бес бранился и не выходил. Павел рассердился и закричал, как кричат маленькие дети:

— Господи! Не буду есть, если Ты не исцелишь его! И Бог послушал Павла — бес тотчас же вышел из юноши. У Павла был и дар прозорливости. Однажды он пришел в монастырь, когда звонили к вечерне, стал у дверей и смотрел, как иноки входили в церковь. Все шли с веселыми, светлыми лицами, и их ангелы-хранители радовались за них. Только один брат был мрачен; его окружали бесы, а ангел-хранитель не мог приблизиться к нему и шел плача. Павел так огорчился, что сел у дверей храма и тоже заплакал. Когда служба закончилась, унылый инок вышел из храма с просветленным лицом, и ангел-хранитель радостно вел его за руку. Павел попросил брата рассказать о том, что с ним произошло в церкви.

— Много лет я жил в грехах, — сказал инок. — Но сегодня на службе, когда читали слова пророка Исайи: “Омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло... Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю” — я осознал свою вину перед Богом, попросил у Него прощения и обещал больше не

грешить.— И все прославили Бога, принимающего покаяние грешников. А преподобный Павел Препростой прожил долгую жизнь и, сотворив множество чудес, отошел ко Господу.

Святитель Спиридон Тримифунтский

(Память его празднуется 12/25 декабря.)

содержание

Святитель Спиридон родился на острове Кипр в простой семье и с детства пас овец. Он жил честно и богоугодно, любил подавать милостыню. Когда умерла его жена, он стал тратить все, что у него было, на пропитание странников и нищих, и так угодил своей жизнью Богу, что сподобился дара чудотворений: исцелял болезни и изгонял бесов. Спиридона поставили епископом города Тримифунта, но он не перестал трудиться как простой крестьянин, работал в поле и пас скотину.

Однажды ночью воры украли из его стада нескольких овец и уже собрались убежать с ними, как вдруг почувствовали, что не могут пошевелить ни рукой, ни ногой — это Господь, любя Спиридона и храня его убогое хозяйство, связал их невидимыми узами.

Утром святитель пришел к овцам и, увидев воров, замерших в неестественных позах, освободил их своей молитвой. Сказав, что чужое брать нехорошо, он подарил им овечку со словами:

— Возьмите, все-таки вы потрудились — всю ночь бодрствовали,— и отпустил с миром.

Как-то к нему пришел человек, который хотел купить сто коз. За одну он не заплатил, думая, что епископ по своей сердечной простоте не станет вникать в житейские мелочи и пересчитывать деньги. И правда, святитель сказал ему, чтобы он положил деньги и взял столько животных, за сколько заплатил. Обманщик отсчитал сто коз и погнал их из ограды. Но одна из них, как будто понимая, в чем дело, тут же прибежала обратно в загон.

Новый хозяин вернулся и потащил ее за собой, но она вырвалась и снова поскакала к дому. Так повторялось трижды, пока наконец покупатель не схватил ее и не положил на плечи, причем она блеяла и бодалась, так что все видевшие это очень удивлялись.

Святой Спиридон подошел к лукавому купцу и тихо, чтобы не позорить его перед людьми, сказал:

— Смотри-ка, чадо, видно, не зря скотинка не хочет идти к тебе. Заплатил ли ты за нее? Покупатель смутился, покаялся перед епископом в своем проступке и отдал деньги за козу; тогда она сама кротко и мирно, впереди всего стада, пошла в новый дом.

Однажды на Кипре случилась сильная засуха и много людей умерло от голода и болезней. Дождь не шел, пока святитель прилежно не помолился о прекращении засухи — тогда хлынул ливень и лил много дней, до тех пор, пока святой не помолился о том, чтобы он перестал. Земля напилась и дала богатый урожай.

Прошло несколько лет, и снова настал голодный год. Хлеботорговцы наживались, запрашивая за зерно очень большие деньги, так что бедняки не могли купить себе хлеба.

Один крестьянин пришел к святителю Спиридону и плача стал жаловаться на жадного торговца, который не хотел дать ему взаймы ни зернышка. Святой утешил его и велел идти домой, а наутро принес целую кучу золота.

Возьми,— сказал он,— и отдай торговцу, пусть насыплет тебе зерна сколько нужно, а когда у тебя уродится хлеб, отдашь мне долг.

Когда бедняк вернул деньги, святитель позвал его в сад.

— Пойдем,— сказал он,— отнесем это Тому, у Кого я взял.

Положив монеты возле забора, он поднял глаза к небу и стал молиться:

— Боже, превративший некогда жезл Моисея в змею, Ты, творящий все по Своему желанию, преврати это золото в то, чем оно было раньше. И тут же золото зашевелилось, ожило и обратилось змеей. Крестьянин от ужаса упал на землю и лежал, не смея поднять глаз, а змея уползла в свою нору.

В те годы правил император Констанций. Когда он опасно заболел и отчаялся в помощи врачей, то стал усердно молиться Богу и просить исцеления. И вот во сне он увидел собор епископов, а посреди них двух самых важных — именно они должны были его исцелить. Проснувшись, император стал размышлять, кто они и как их найти.

Сначала он собрал епископов из окрестных городов, но не нашел тех, кто явился ему во сне; затем — епископов из дальних городов, а потом и со всей страны. Тогда и святителя Спиридона с его учеником Трифиллием (который через много лет и в самом деле стал епископом) позвали к императору.

Святитель был бедно одет, а в руке держал простой финиковый посох, так что, когда он вошел во дворец, один из слуг принял его за нищего, стал гнать и ударил по щеке. Святой, по слову Господню, тут же подставил ему другую. Тогда слуга понял, что перед ним действительно епископ.

Как только Спиридон предстал перед императором, тот узнал его, поклонился и просил его святых молитв и исцеления от болезни. Святитель коснулся его головы — и Констанций почувствовал себя здоровым.

Целый день во дворце праздновали и чествовали Три-мифунтского епископа, и сам император угощал его. А святитель наставлял Констанция всегда помнить о милости Божией к нему и самому быть добрым и милостивым к подданным и твердо хранить православную веру.

На святом Спиридоне почивала такая великая благодать, что в самый тяжкий зной ему на голову сходила прохладная роса.

Однажды, когда он, как обычно, вышел со жнецами на работу и жал свою ниву, на его голову выпала роса, и волосы стали разноцветными — желтыми, черными и белыми. Один Бог знает, что это означало и почему так произошло, но только святитель Спиридон сказал, что ему настало время умирать. Он завещал всем творить добро, любить Бога и ближних и через несколько дней отошел ко Господу.

 

содержание

 

 

Сайт управляется системой uCoz